Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                                          

        

   

  Муниципальное бюджетное

общеобразовательное

учреждение города Новосибирска  

"Аэрокосмический лицей

имени Ю.В. Кондратюка"

Страница психолога

 

 

Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей

 

Неделя психологии в АКЛ

 

 

Особенности обучения восьмиклассников

в аэрокосмическом лицее

Эта статья предназначена для родителей восьмиклассников, но может оказаться полезной и для них самих. С другой стороны, может показаться, что в ней нет для вас ничего нового, вы всё это знаете сами. На самом деле так и есть. Я просто попыталась структурировать проблемы, возникающие при переходе подростка из школы в лицей, и пути их решения. Часто именно умение увидеть проблему во всей многогранности помогает найти путь её решения.

Итак, восьмиклассник пришел в лицей. Какие трудности его ожидают? Что делает лицей, для того, чтобы поддержать новичка? Что могут сделать родители, чтобы помочь освоиться своему ребенку в новой для него ситуации?

Трудности можно разделить на внешние и внутренние. К внешним можно отнести изменение режима дня, необходимость иногда долго добираться в лицей и из лицея, другое расписание (уроки идут парами, количество уроков больше), другие учителя – другие требования, другие одноклассники – другое общение. В общем, всё другое. И подростки, и их родители иногда бывают к этому не готовы. Создаётся угроза для самооценки ребят. Заниженная самооценка – источник многих бед.

Теперь обратимся к внутренним затруднениям. Конечно, такие трудности индивидуальны, зависят от многих факторов: уровня подготовки в прежней школе, темперамента подростка, степени мотивации к обучению в лицее и т. д. Тем не менее,есть наиболее типичные – их мы здесь и назовём.  В прежней школе могли остаться любимые друзья, любимые учителя, расставаться с ними бывает нелегко.   Часто родители ждут от своих чад немедленных успехов или, по крайней мере, отметок не хуже, чем раньше. А эти высокие ожидания оказывают дополнительное давление на подростков. Многого ждут от лицея и вновь поступившие: они сдавали экзамены, их отбирали, и, значит, всё должно быть «круто». Мешает часто и отсутствие у ребят должным образом сформированного умения учиться, умения организовать свой рабочий день. Это умение должно появиться ещё в младшей школе. Но способным детям не было необходимости системно заниматься, им хватало часто услышанного на уроке. Выработалась привычка эти уроки делать от случая к случаю. Здесь же для хорошей учёбы уроки надо делать регулярно. Это при увеличении нагрузки. Плюс сложности подросткового возраста у детей, плюс сложности кризиса «середины жизни» у родителей.

Что делает лицей для того, чтобы наши новенькие чувствовали себя увереннее? В основе нашей помощи лежит следующая идея: так как в подростковом возрасте ведущим видом деятельности (той деятельности, в которой наилучшим образом идёт развитие в этом возрасте) является общение со сверстниками, то для решения обозначенной проблемы необходимо должным образом такое общение организовать. И делаем мы это, прежде всего, в летней аэрокосмической школе (ЛАШ), «ЛЕТО» - так между собой называют эту школу (в отличие от весенней аэрокосмической игры) лицеисты. Она даёт мощный адаптационный импульс. Здесь бывшие абитуриенты не только узнают много нового о лицее, но и знакомятся между собой, со старшими лицеистами, с педагогами. Традиционная атмосфера доброжелательности (старшеклассники – участники школы тоже когда-то прошли новичками через «ЛЕТО»), интенсивность мероприятий и общения – вот те условия, в которых формируется или укрепляется уверенность: «Я хочу здесь учиться!» Очень редко, но бывает наоборот: юноша или девушка решают: «Это не моё». И это тоже хорошо – определиться на старте, понять – что же мне нужно, что для меня важнее. Это позитивный жизненный опыт понимания себя, умения принимать решения.

В летней школе классные руководители восьмых классов вместе с психологом намечают программу адаптации для восьмиклассников. Сюда входят и тематические классные часы (они, в первую очередь, призваны способствовать сплочению одноклассников, а также их самопознанию), и тематические родительские собрания, и классные мероприятия, и лицейские спартакиады, и походы в театр, и поездки за город. В первом полугодии психологической службой ведётся исследование – как восьмиклассники адаптируются в лицее. По итогам полугодия и результатам данного исследования делаются выводы о результатах адаптации. Эти выводы доводятся до сведения учителей, родителей и восьмиклассников. В случае необходимости предполагается индивидуальная работа с лицеистами и их родителями.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь подросткам?

Прежде всего, помочь организовать режим труда и отдыха. Звучит банально, но это очень важно – создать свой ритм жизни. Для этого можно совместно с сыном или дочерью составить распорядок дня, где будет время и для уроков (не перед сном), и для увлечений, и для отдыха – желательно активного. В лицее многие предметы в расписании - один раз в неделю. Уроки по этим предметам желательно сделать в субботу или в воскресенье утром, как и задания на понедельник. Тогда остаток выходного дня без забот можно посвятить отдыху, желательно на свежем воздухе. Помните, для нормальной работы мозга человеку необходимо минимум! 20 минут ежедневно бывать на свежем воздухе. Сделанные в таком порядке уроки достаточно среди недели просто повторить. Тем самым разгрузить день для того же отдыха на свежем воздухе.

Подростковый возраст часто становится испытанием для доверительных отношений между родителями и их детьми. Совместное решение проблем адаптации может послужить фундаментом как для конфликтов, так и для сближения между родными людьми. Выбирать вам, уважаемые родители: будете вы договариваться со своими подрастающими детьми или будете настаивать, чтобы они вас прежде всего слушались. Особенности общения с подростками – предмет рассмотрения в следующей статье.

Немаловажным фактором на пути к взаимопониманию и помощи в адаптации вашим детям может стать участие в жизни класса. Это и активное непосредственное участие в жизни вашего ребёнка, и пути понимания им вашей заинтересованности в этой жизни, и возможность быть рядом в критический момент.

У ваших детей, уважаемые родители, сейчас непростой период в жизни. Но это замечательное время становления личности. Ненавязчивое участие в этом процессе может привнести в вашу жизнь новые краски, сделать её богаче. Успехов вам и вашим детям!

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"